Добро пожаловать на официальный сайт ГБПОУ РО «РКМиА»

Противодействие корупции
Противодействие терроризму и экстремизму

Информационная безопасность
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Официальный интернет-портал правовой информации









Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Архив записей

Рекомендации для педагогов во время вспышки COVID-19

СОЮЗ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
 во время вспышки COVID-19
Рекомендации для педагогов.
  1. Обеспечьте детям благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.
  2. Не привлекайте излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме. Сохраняйте рутинный уклад учебной работы с привычными для детей нормами её оценки.
  3. В простой доступной форме предоставляйте детям информацию о том, что происходит сейчас, и давайте им чёткую информацию о том. Как снизить риск заражения этой болезнью, словами, которые они могут понять в зависимости от своего возраста.
  4. Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (например, олимпиады, квесты, соревнования), которые позволят детям, и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.
  5. Пользуйтесь надёжными источниками информации в определённое время в течении дня, один или два раза. Внезапный и почти постоянный поток новостных сообщений о вспышке болезни может вызвать беспокойство у любого человека.
  6. Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту может принести вам лично психологическую пользу. Например, найдите возможность для распространения позитивных и обнадеживающих историй о выздоровлении людей, снижении распространения коронавируса.
  7. На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку обучающихся.  Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя.
 Помните, что забота о своём психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте справиться со стрессом, находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениями, упражнениями для релаксации, чтобы поддерживать активность и уменьшать напряжение.
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ)
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей
27.03.2020 № 07-2446


Мотивация в дистанционном обучении

Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация студента. Большую часть времени онлайн-студент проводит в самостоятельном освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно, как в традиционном обучении. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение. Вот на них и следует опираться родителям и педагогам.

Какие внутренние мотиваторы можно использовать?
• Получение знаний нужно для осуществления мечты, получение знаний делает тебя самостоятельным.
• Получение знаний расширяет пространство твоего существования, получение знаний поможет тебе найти свое место в жизни, свое призвание, получение знаний научит тебя быть счастливым, получение знаний приносит человеку уверенность в себе, радость, счастье.


Факторы, которые могут способствовать мотивации:
• Вера в себя. (Я смогу это! Я достигну высокого уровня! Я заставлю себя это сделать! Я пойду до конца!)
• Осознание своих способностей как недостаточно развитых. Мое незнание-постоянный стимул к развитию. (Мне еще не удается решить эту задачу, необходимы дополнительные знания! Я еще не умею выполнить задание  на должном уровне, но хочу научиться!)
• Грамотная похвала.


Роль родителей:
Значительное влияние на развитие мотивации обучения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
• интересоваться делами, учебой ребенка;
• помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
• объяснять ребенку, что его неудачи в учебе - это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, не доработал);
• чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

В дистанционном обучении роль ученика огромна. Можно сказать, она доминирует над ролью взрослого, который может контролировать, заставлять, стимулировать, но это никогда не будет иметь эффекта, если сам ребенок не разовьет свою внутреннюю когнитивную мотивацию к обучению. Задача взрослого - помочь ему это сделать.

Дистанционное образование в силу ряда своих особенностей (удаленность, опосредованное общение, преобладание самоконтроля студентов над контролем со стороны педагога) диктует необходимость психологического сопровождения данного процесса и обеспечения психологического комфорта его участникам.
 Большое значение в дистанционном обучении имеет мотивация. Именно мотивация к получению прочных знаний является движущей силой для дистанционного обучения.

Трудности, возникающие в процессе обучения можно разделить на несколько групп:  
- личностные (изначальная невысокая внутренняя мотивация обучающегося, необычность самой формы дистанционного обучения, привычка к контролю со стороны преподавателя, слабая самоорганизация обучающихся, отсутствие эмоционально-психологического контакта с другими обучающимися, отсутствие чувства принадлежности к группе и т д);
- свою ложку дегтя подливает и человеческая физиология. Дело в том, что чтение с монитора отличается от чтения печатного материала: большинство пользователей «сканируют» текст, а не читают каждое слово. К тому же, чтение с экрана на 25% медленнее. Когда студент входит в аудиторию, берет в руки тетрадь и рабочие материалы — он настроен учиться, и готов принять обучение. Включаются некие механизмы, которые выстраивают в его психике целевую программу получения новых знаний. И содержание лекции, даже самое сложное, воспринимается легче. Когда обучающийся садится за компьютер — у него включается несколько иная «программа». Не секрет, что 80% людей используют компьютер главным образом для общения в соцсетях, для игр или посещения развлекательных сайтов. Сайты оформлены ярко, интересно. Подсознательно обучающийся ожидает того же самого (или хотя бы чего-то похожего) от электронного учебного курса. А теперь представьте, что на экране компьютера рядом с картинками серьезный текст, теоремы, формулы, которые нужно прочитать, осмыслить и на их основе выполнить практическое задание. И многие из заданий нужно сделать самостоятельно и к определенному сроку. Никто не контролирует и не мотивирует. Совершенно новые условия для обучения. Безусловно, каждый электронный курс содержит тестирования для проверки знаний. Но в электронном обучении тестирования служат скорее для закрепления знаний и выявления «слабых мест». Мотивирующая сила оценочных баллов не слишком велика. Кроме того студенты  зачастую быстро утомляются, у них снижается концентрация, ухудшается внимание им трудно держать контроль. Может ухудшится физическое состояние (головная боль и т. п.). Занятие становится в тягость, уже ничего не хочется делать, все кажется трудным и непонятным. И единственный способ помочь ему восстановить интерес к учебе – формировать мотивацию, способствующую обучению.

Смысл мотивиции заключается в последовательности действий: первым делом захватить внимание обучающегося, потом сделать так, чтобы он поверил в значимость процесса обучения, вселить в него уверенность в собственных силах и в заключение добиться удовлетворения полученными результатами.

Остановимся на каждом из них более подробно.

Внимание
Привлечь внимание студента  к учебному курсу – первый и самый важный шаг. Причем, недостаточно сделать это на первоначальном этапе обучения. Мотивировать необходимо в течение всего срока обучения. Внимание обучающихся поддерживается с помощью вариативности заданий и разнообразных типов представления материала, смены видов деятельности. Очень важна и методика подачи материала, особенно если он сложный для восприятия и усвоения. Важно заинтриговать обучаемого, «зацепить» его, привлечь его внимание нестандартными, спорными, возможно даже парадоксальными идеями. Хорошим приемом, позволяющим удерживать внимание, является деление курса на отдельные модули и постановка четких целей в каждом модуле. Разрыв шаблона — отличный прием, позволяющий удивить обучающегося, привлечь его внимание. Очень облегчают восприятие сложной информации неформальный (в меру) стиль изложения. Необходимо использовать понятные обучающимся термины и примеры, Помочь в борьбе со скукой может частая смена учебных заданий и способов презентации материала.  Анимация, мультфильмы, задания в виде тестов, кроссвордов, тренинги по запоминанию формул и т. п. Включение в тело урока отступлений, отвлеченных вопросов, юмористических вставок (забавных историй) также заставит студента «держать внимание», как это не парадоксально звучит, не отвлекаться и избавит их от эффекта «засыпания», что только усилит их мотивацию. Значимость Внимание штука не постоянная. Постоянно быть внимательным не получится даже у самого прилежного студента. Особенно если информация, которую он получает, является чисто теоретической, сложной по содержанию.  И здесь мы переходим ко второму компоненту повышения мотивации – придание значимости излагаемого курса обучения.  

Придание значимости излагаемого курса обучения
Студент в процессе обучения постоянно оценивает полученные знания с прикидкой на свои практические потребности. Одна чистая теория «мертва» в дистанционном, как в любом другом, обучении. Поэтому она обязательно должна дополняться объяснениями где и как ему пригодятся данные теоретические знания, практическими упражнениями, заданиями. Желательно включать в учебный курс алгоритмы последовательных действий, которые смогут привести к конкретному результату не в перспективе, а буквально тут же.

Уверенность
 Следующий способ – придание обучающемуся  уверенности в собственных силах. Считаю этот компонент важнейшим из всех. У обучающегося  не должно быть никаких сомнений, что он сможет усвоить учебный курс и получить качественные знания. Важно укреплять уверенность в том, что он успешно овладевает материалом и справляется с поставленными задачами. Предлагать студенту закрепить эту уверенность на промежуточных этапах обучения. После объяснения материала  пусть ответит на контрольные вопросы, даст решение задачи. Если материал сложный – ввести подсказки, дать несколько попыток для ответа. Не следует давать задания, которые заведомо трудны для студента, если есть студент с ОВЗ, он  сам себе понижает самооценку заранее, на случай неудачи, боится быть неуспешными. Иногда и окружающие добавляют масла в огонь. Сколько сил иногда уходит на то, чтобы переубедить всех. Причем действовать надо очень деликатно. Не стоит отрицать очевидные вещи. «Нет, ты отлично все делаешь». Но ведь всегда можно выбрать за что похвалить. Наметить пути улучшения ситуации. С этой целью желательно предоставлять обучающемуся возможность добиваться промежуточных результатов, создавать ситуации успеха. Ежедневные маленькие победы оказывают существенное влияние на уверенность и повышают мотивацию. Ведь всегда интересно заниматься тем, что получается и приносит удовлетворение. С одной стороны мотивация повышается, если обучаемый осознает, что он сам контролирует ситуацию, что успех прямо зависит от приложенных усилий. С другой стороны студент осознает, что есть тот кого интересуют его результаты, кто всегда готов прийти на помощь. И если он перестает учиться, выполняет задания «спустя рукава», преподаватель связывается с ним и старается мотивировать его для продолжения обучения.  Он дает конкретные замечания по выполненным заданиям, отмечает успехи, находит любой повод для того, чтобы вознаградить усилия обучающегося. Своевременная, конструктивная обратная связь помогает сохранить и повысить мотивацию. Обратная связь должна быть неформальной, адресной и поддерживающей. При этом важно избегать формальности в комментариях, не превращать их в отписки. Кроме регламентированных отзывов на сделанные задания, например, общаться со студентами в скайпе. Они знают, что в случае необходимости всегда могут обратиться, если задания не получаются или непонятна теория.  Очень важно обращаться к эмоциям обучающихся относительно приобретаемых в процессе обучения знаний или опыта, если они положительны - уверенность возрастает. Соответствие результатов обучения ожиданиям обучающегося формирует ощущение удовлетворенности.

Удовлетворение
Даже если мы в полной мере использовали первые три фактора сохранения мотивации — внимание, значимость и уверенность, ближе к концу учебного года мотивация пользователя все равно будет падать. Накапливается усталость, голова «забита» большим объемом информации. Если появились такие признаки, значит, пришло время внедрять четвертый способ повышения мотивации – удовлетворение обучаемого. В первую очередь, необходимо представить полученные результаты, как соответствующие тем ожиданиям студента, какие он представлял себе в начале обучения. Далее, нужно показать ему положительные изменения, полученные в процессе обучения. Ну и не стоит забывать о таких простых «мотиваторах», как высокие оценки, поощрения, похвала за выполненные задании. Компонент «удовлетворённость» нуждается в постоянной «подпитке» со стороны преподавателя. Придерживаясь одного из постулатов модели мотивации Портера-Лоулера о том, что результативность труда порождает удовлетворённость, следует всячески поощрять качественное выполнение заданий в рамках курса.  Постоянно создавать ситуацию успеха и, следовательно, положительно воздействовать на мотивацию, возможно через осуществление индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Создание атмосферы доверия и психологического комфорта.


Итак, подведем итоги.
Что же нужно сделать, чтобы студенту было интересно учиться, чтобы дистанционное обучение  стало содержательным, и в то же время легким для восприятия?
 Необходимо выполнить два условия:
1.Оптимизировать исходный материал для целей электронного обучения.
2. Применить модель Келлера (внимание, значимость, уверенность, удовлетворение) для создания и поддержания мотивации к обучению.
Техническая задача решается разработчиками учебных сайтов, а вот творческая решается преподавателем. Эти две задачи, техническая и творческая, тесно связаны между собой. Интерес пользователя к курсу сильно зависит от технической реализации (визуальное оформление, текса, картинки, игры, диаграммы, прочие «фишки»). В то же время даже сделанный на высоком техническом уровне курс может быть скучен и «непроходим», если его создатели забыли о мотивации обучаемого.